Анализ повести «С фронтовым приветом» Овечкина



Размышления и чувства людей накануне победы пере­дает Валентин Владимирович Овечкин (1904—1968) в по­вести «С фронтовым приветом» (1945). Эта повесть — связующее звено военной и послевоенной литературы. Сама жизнь в последний период войны, в период наступле­ния по всем фронтам, образует содержание повести.

Основные герои произведения — земляки с Полтавщины капитан Спивак и комбат Петренко. Автор рисует их как беспокойных людей, коммунистов, чувствующих свою ответственность не только за исход войны, но и за мирную жизнь народа после победы. После тяжелого ранения Спивак получил разрешение побывать дома. Он увидел свою родную Полтавщину, освобожденную от гитлеров­ских оккупантов. Уже в поезде, возвращаясь в свою воинскую часть, капитан наблюдает перелом в сознании людей, осмысляющих победу как решенное дело ближай­шего времени и мечтающих о мирной жизни. В разговорах чувствуется, что война — это истинно народная трагедия и трагедия отдельных семей. Много, слишком много пере­жили люди в войну: разрушены семьи, погибли на фронте мужья, братья, сыновья.

Спивак резко отчитывает пассажира, часто повторяв­шего фразу: «Война все спишет». Коммунист-фронтовик говорит о суровой ответственности людей за свою жизнь и поступки перед лицом войны — суровых испытаний для Родины и народа.

Личные судьбы, отношения стали общенародными про­блемами: «Чем ближе подходит дело к концу войны, тем больше люди думают о личных судьбах, о разбитых семей­ных очагах, о легших на плечи народа тяжелых задачах восстановления развалин на месте боев, о поправимых и непоправимых последствиях войны».

Спивак отчетливо понимает, что война нанесла тяже­лые раны людям. Он видит оптимизм народа, веру в луч­шую жизнь: «Развалины эти двояко действуют на людей. Кто слаб характером — того пугают, кто покреп­че — тот работает сейчас так, что искры из-под рук сыпятся, с каким-то прямо ожесточением».

Догнав свою часть, капитан Спивак встречается со своим земляком комбатом Петренко. Тот жадно и внима­тельно расспрашивает капитана о жизни в родных местах, о своей семье и о близких. Спивак с горечью и болью рас­сказывает о разграбленной и разоренной фашистами Полтавщине, о земляках, ставших жертвами фашистского террора, о тяжелейших условиях труда на освобожденной земле, о мужестве женщин, стариков и подростков, на плечи которых легла вся тяжесть восстановления хозяй­ства.

Коммунисты Спивак и Петренко до войны хорошо знали жизнь людей в родном районе. Спивак работал в райкоме партии, а Петренко — районным агрономом.

Никола Петренко стал опытным командиром и настоя­щим воином: «Когда родина призвала его под ружье, Петренко стал настоящим солдатом, способным на дли­тельное напряжение, на самопожертвование, на громкие подвиги и на будничный, скучный, тяжелый труд фронтови­ка».

Капитан Спивак — пламенный агитатор, пользовался огромным авторитетом у бойцов и командиров. Свою задачу коммунисты Спивак и Петренко видят не только в том, чтобы разгромить фашизм, но и в том, чтобы помочь людям построить мирную жизнь значительно лучше, инте­ресней и содержательней, чем она была до войны. Комму­нисты Спивак и Петренко решают написать пространное письмо секретарю райкома партии Сердюку о будущей жизни, о задачах восстановления разрушенного хозяйства.

Письмо это составляется участниками сражений в пе­рерывах между боями. Оно получилось объемным — целая тетрадь. Писалось долго, с перерывами, в письме высказы­вались самые заветные пожелания. Здесь были советы разобраться внимательно в поведении людей в оккупации, советы по организации труда в колхозах и по восстановле­нию разрушенного хозяйства.

Фронтовики выражают гордость и восхищение подви­гами советских патриотов во время оккупации, пишут о необходимости движения вперед. Девиз Спивака и Пет­ренко — «Хочешь жить — броском вперед!»

Своеобразна композиция повести. Размышления Спи­вака, Петренко и других бойцов и командиров о мирной жизни и труде чередуются с описанием боевых будней наступления. Часто в их описание вклинивается рассказ Спивака о родных местах и страданиях народа.

Повесть В. Овечкина получила высокую оценку в кри­тике.

Повести, написанные в войну, и в наши дни имеют большое художественное и воспитательное значение — они учат молодежь на примере героизма участников войны еще сильнее любить нашу социалистическую Родину и наш великий народ, отстоявший свободу и независимость своей страны и освободивший народы мира от фашизма.

Проза периода войны, подготовленная всем пред­шествующим развитием советской литературы, не только имела действенное значение в то суровое время, но и была новым этапом изображения войны в художественной лите­ратуре. Она отразила монолитность действий советских людей, показала единство фронта и тыла, раскрыла спра­ведливый характер войны.

Писатели не только отражали героическую современ­ность, но и обращались к истории. Популярен был в те годы исторический роман. Значительным явлением стали романы А. Степанова «Порт-Артур» (1940—1941), С. Бо­родина «Дмитрий Донской» (1941), В. Шишкова «Емельян Пугачев» (1938—1945), С. Голубова «Багратион» (1943). Исторические романы военных лет воспитывали преемст­венность героических традиций.

Если домашнее задание на тему: " Анализ повести «С фронтовым приветом» ОвечкинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.