Анализ поэмы «Сын»



Поэма Павла Григорьевича Антокольского (1896— 1978) «Сын» (1943) по своему идейному содержанию близка к поэме М. Алигер. В ней также говорится о форми­ровании характера молодого человека в годы советской власти и о его героической борьбе с фашистами.

Поэма полна отцовской скорби о погибшем сыне:

  • Вова! Ты рукой не в силах двинуть,
  • Слез не в силах с личика смахнуть,
  • Голову не в силах запрокинуть,
  • Глубже всеми легкими вдохнуть.
  • И тогда из дали неоглядной,
  • Из далекой дали фронтовой,
  • Отвечает сын мой ненаглядный
  • С мертвою горящей головой:
  • — Не зови меня, отец, не трогай.
  • Не зови меня, — о не зови.
  • Мы идем нехоженой дорогой,
  • Мы летим в пожарах и в крови.

Поэт сумел сквозь призму своих переживаний изобра­зить в детстве и юности своего сына типичный процесс формирования характера советского молодого человека.

Основной чертой его мальчика, как и всей нашей молодежи, была жажда труда:

  • Он ждал труда, как воздуха и корма:
  • Чертить, мять в пальцах, красить что-нибудь.
  • Колонки логарифмов, буквы формул
  • Пошли за ним из школы в дальний путь.

Поэт использует художественный прием контраста. Изображая основные черты советского молодого человека, воспитанные всем строем нашей жизни, он в то же время говорит о том, как воспитывалась молодежь в Германии, как вытравляли фашистской системой воспитания в моло­дежи все подлинно человеческие черты. Обращаясь к фа­шисту-отцу, воспитавшему своего сына в духе садизма, поэт пишет:

  • Ты, воспитатель, сделал эту сволочь
  • И пращуру пещерному под стать.
  • Ты из ребенка вытравил, как щелочь,
  • Все, чем хотел и чем он мог бы стать…
  • Мой сын был комсомольцем,
  • Твой — фашистом, Мой мальчик — человек,
  • А твой — палач.

Поэма П. Антокольского — не только лирически-взволнованный рассказ о детстве, юности и гибели сына, а про­изведение, заключающее эпическое обобщение. Борьба советского народа с Германией осмысляется поэтом как столкновение двух систем: самой гуманнейшей — социали­стической — и самой античеловеческой — фашистской.

Всем строем поэма утверждает гибель фашизма, как законное возмездие за все его преступления перед челове­чеством.

Если домашнее задание на тему: " Анализ поэмы «Сын»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.