Анализ пьесы «Ярослав Мудрый»



Поиски «необычного», оригинального на лицо и в дра­матургической поэме «Ярослав Мудрый», написанной Иваном Кочергой на склоне лет (1944—1945), во вре­мена, когда мотив единства родной земли был особо актуальным. Проявляется это и в общей идейно-фило­софской проблематике произведения, и в характере стол­кновений противодействующих персонажей, и в своеоб­разии драматургической интриги, во всех компонентах драмы.

Пьесу «Ярослав Мудрый» можно было бы назвать драматургическим портретом. Но подобное определение содержания и жанра поэмы было бы не совсем точным, по меньшей мере, неполным. Дело в том, что автор забо­тился не столько о достоверном изображении прослав­ленного киевского князя, сколько о глубоком раскрытии социальных процессов того времени, о многогранном от­ражении важного периода в истории Киевской Руси — колыбели трех братских славянских народов: русского, украинского и белорусского.

Под знаком «меча и книги» проходило нелегкое кня­жение Ярослава Владимировича. По своим человеческим свойствам, по природному призванию он склонен был к мирным занятиям, к созиданию материальных и духов­ных ценностей, к деятельности в области науки и куль­туры. Это, кстати, и проявилось в чрезвычайно плодо­творной государственной деятельности Ярослава, осо­бенно в идее воздвижения златоглавой Софии и других сооружений; в выработке первого пись­менного свода законов «Русская Правда»; в распростра­нении знаний, — словом, во всем, что подымало величие родного края. Недаром тогдашняя Киевская Русь слави­лась по всему свету как очаг культуры и искусства, как страна высокой цивилизации.

В противоречиях между субъективными стремления­ми и объективной необходимостью проходило княжение Ярослава, вынужденного во имя высоких государствен­ных интересов часто вынимать меч из ножен, вместо того чтобы отдаваться мирным делам. Надо было защищать родную землю от вооруженных вражеских нашествий, о. имен и мятежей, надо было заботиться об укреплении форпоста славянской культуры — Киевского государства, накалять патриотические чувства масс, заботиться о бу­дущем родной земли, на которую враги зарились со всех сторон. И не все тогда осознавали величие намерений и замыслов князя.

Великая цель вынуждала Ярослава быть и жестоким, и воинственным, и неумолимым, часто прибегать к край­ним мерам. Раскрытие этих подчас трагических противо­речий занимает в поэме немалое место. Давали про себя знать, конечно, и классовые противоречия между угнетенными слоями. Они-то и обусловливают драматическое напряжение пьесы, богатой размыш­лениями и не очень-то насыщенной событиями, более повествовательной, нежели драматургической. Но автор и не имел в виду писать традиционную историческую дра­му. Он думал не об исторических аксессуарах, хотя они в пьесе и имеются, но о внутреннем смысле воссоздавае­мых событий и явлений.

А. С. Пушкин, как известно, требовал от авторов пьес о прошлом — «государственных мыслей историка». Имен­но это и направляло перо Ивана Кочерги, когда раскры­вал он позитивные и негативные стороны правления Яро­слава Мудрого, обнажая ведущие тенденции историче­ского развития. Именно с этих позиций драматург и подходил к характеристике действующих лиц — как ре­альных исторических героев, так и персонажей вымыш­ленных.

И. Кочерга давно задумывался над обязанностями автора исторического произведения. Не раз высказы­вался он по этому поводу в своих театральных рецен­зиях. И каждый раз предостерегал от поверхностной трактовки сложных исторических процессов, от увлече­ния внешними событиями и, казалось бы, выигрышными ситуациями. В своих статьях писатель выявил тонкое и глубокое понимание истории, а также специфики исто­рического жанра.

Особого внимания заслуживают его мысли о попу­лярной некогда мелодраме С. Черкасенко «О чем шеле­стел ковыль». Оценив пьесу резко отрицательно, он ост­роумно характеризовал ее так: «Тарас Бульба» навыво­рот» (житомирская газета «Рабочий», 1929, № 258). Ивану Кочерге важна была правда истории. В историю он углублялся не только как художник, а и как специа­лист. Ему, как мы уже говорили, доводилось воссозда­вать события и далекого прошлого — XI век («Ярослав Мудрый»), XV («Песня в бокале»), XV—XVI («Свадьба Свички»), XVIII («Алмазный жернов») и более близкие, начала XIX («Фея горького миндаля») или середины XIX столетия («Пророк»),

История оживала под его пером чаще всего в свои переломные моменты. Писатель всегда заботился о том, чтобы передать дух времени, колорит эпохи. И для этого он позволял себе, — например, в «Ярославе Мудром»,— даже отходить от буквы истории, хотя неизменно стре­мился быть научно точным, правдивым, объективным. И. Кочерга иногда смещал события во времени и про­странстве, с тем чтобы заострить драматическое дей­ствие.

Такой прием вполне допустим. Тут художественно и выявляются личные творческие воззрения мастера на изображаемые явления. Оговоримся: конечно, в том слу­чае, если он не искажает, не переделывает истории. Этого Кочерга избежал, хотя и смотрел на события про­шлого глазами нашего современника и даже несколько модернизировал склад мыслей и речь героев. Сделано-то драматургом очень тонко и тактично. Исторический колорит сохранен, он проступает не броско, в меру.

С целью заострения действия драматург прибегает к созданию ситуаций, которые хотя и не подтверждены документом, но могли бы возникнуть при тех конкретных исторических условиях, в каких происходит, то или иное на событий пьесы. Таковы, прежде всего сцены, связан­ные с заговором варягов против Ярослава Владимиро­вича, в чем принимает участие и его жена — княгиня Ингигерда. Этот конфликт усиливает драматизм пьесы, способствует наиболее полному раскрытию образа князя, подчеркивает прогрессивность его деяний, дает нагляд­ное представление о той борьбе, какая велась вокруг княжеского трона.

Правдиво показана и судьба монаха-художника Ни­киты. Он тайно проникает в дом Ярослава, чтобы ото­мстить за казнь отца — новгородского наместника Коснятина. В конце концов, Никита становится верным спо­движником князя, поборником идеи объединения и — как следствие этого — процветания Киевской Руси.

«Но выгодно ли мстить нам Ярославу, когда он стро­ит крепкую державу и Новгород цветет его добром?» — спрашивает Никита у новгородских лазутчиков Давида и Ратибора.

А сколько было осложнений в связи с возведением собора святой Софии! Строительство принесло немало бед и горя нищему, бесправному народу. Но, несмотря на все это, собор остался величественным памятником ста­ринной славянской архитектуры, свидетельством гения народа-творца.

Бунт, поднятый каменщиком Журейкой да и другими строителями Софийского собора, разве не отражает он противоречий эпохи? Однако тот же Журейко в крити­ческий для Отчизны час решительно выступает на за­щиту Ярослава против коварных заговорщиков.

Основная концепция пьесы сформулирована автором в афористических словах — «Сначала закон, а потом благоденствие».

Еще яснее раскрывается смысл этого выражения в словах Ярослава, обращенных к Елизавете:

  • Вот видишь, дочь, в народе мир и лад
  • Не насаждают кроткими руками,
  • Как полный зелени и солнца тихий сад.
  • Как дикий лес — мотыгами, плугами,
  • Так государство нужно корчевать,
  • Чтоб вырастить покой и благодать.

Основной философский и политический конфликт пье­сы воплощен в судьбе Ярослава и других действующих лиц, которые — по закону дополнения или контраста, — дорисовывая образ главного героя, в полной мере харак­теризуют движущие силы исторического процесса, персо­нифицируют основные социальные слои тогдашнего об­щества, помогают раскрытию главной идеи произведе­ния. Именно все это и подчеркнул в своей постановке «Ярослава Мудрого» на сцене Харьковского театра им. Шевченко М. Крушельницкий, в постановке, хотя и отмеченной несколько излишней помпезностью, но бес­спорно поэтичной и оригинальной.

Приходится только удивляться, как некогда умудря­лись иные вульгарные социологи в этом глубоко фило­софском и поистине поэтичном произведении обнаружить «идеалистические» концепции. Нельзя отрицать, что в пьесе имелись и некоторые недочеты (хотя бы одиноче­ство Ярослава в его начинаниях, слабый показ народных масс и т. п.), однако усматривать в драматической поэме «Ярослав Мудрый» идейные недостатки — значит не ра­зобраться в ее содержании, в ее художественных особен­ностях. Ведь автор выступает в пьесе против фальшивых, псевдонаучных нормандских теорий про возникновение Киевской Руси; с марксистских позиций раскрывает про­тиворечия, какие существовали в тогдашнем обществе, не скрывает теневых сторон княжения Ярослава, кото­рый, заботясь об объединении восточнославянских зе­мель в единую могучую державу, одновременно юриди­чески утвердил феодальные права, отстаивал привилегии господствующих слоев общества.

Еще больше углублена и расширена эта тема «Яро­слава Мудрого» в одноименном киносценарии И. Кочер­ги, посмертно опубликованном в журнале «Советская Украина» (№ 6 за 1962 год).

Неповторимо нового и необычного искал драматург и в материале, так или иначе, уже использованном в худо­жественной литературе. Работая над пьесой о великом Кобзаре, И. Кочерга, как мы уже отмечали, старательно избегал традиционных для этой темы драматургических ситуаций и коллизий. Он считал — и не без оснований, — что авторы произведений о Шевченко по большей части перепевают широко известные биографические факты и не вводят в художественный оборот новые, менее осве­щенные страницы из жизни поэта.

Что же привлекло творческое внимание драматурга? На это И. Кочерга дает ясный ответ в предисловии к пье­се. «Шевченко, как истинный пророк, нигде не изменяет своему «неугомонному», как он сам определяет, «призва­нию», какое тянуло его из мира радостного искусства на тернистый путь служения народу и любимой Отчизне — Украине. Но как во всякой трагедии (а что жизнь Шев­ченко была подлинно высокой трагедией, сомнений, оче­видно, нет), естественно, и у Шевченко были минуты сла­бости, даже отчаяния, жгучей тоски по личному счастью, доступному, же всем другим… В свете этого становятся понятными и художественно убедительными мучитель­ные поиски поэтом пристанища, собственного уголка зем­ли, спутницы жизни… Руководясь подобной задачей и раскрытии образа Шевченко, я сознательно ограничил фабульные и исторические компоненты своей драматиче­ской поэмы, а также количество ее участников, свел все к тем событиям и персонажам, какие непосредственно для этого были бы необходимы…»

Что ж, художник имеет право по-своему осмыслять исторические явления, право на выбор темы. Имел право и Кочерга избирать такие моменты в жизни великого украинского поэта, какие представлялись ему наиболее отвечающими задаче создания трагедийного произведе­ния.

К сожалению, намерения автора не были им реализо­ваны в пьесе в полную силу, в действии, так, чтобы драма гениального певца зазвучала в мужественных шекспи­ровских тонах. Поэт у драматурга больше пассивно тос­кует, чем активно борется с миром зла и неправды. Пьесе недостает высокого гражданского пафоса, без чего, несо­мненно, невозможно написать произведение о великом народном страстотерпце.

Следует заметить — в пьесе отчетливо звучат и поли­тические мотивы.

Тут и антикрепостнические выступления поэта, и спо­ры с «благонамеренным» Кулишом о предназначении художника, его месте в обществе, и отрицание лозунга декабриста Анненкова — одного из героев пьесы: «Про­шлому навек забвение», — и страстное ожидание свобо­ды для крестьян, и даже разжигание гнева крепостных, поддержка их борьбы против ненавистных помещиков. Повторяю, все это имеется в пьесе. Однако выражено главным образом декларативно, в виде риторических вы­сказываний, без воплощения в действии. Лишь столкно­вение поэта с помещиком Якимахой имеет сюжетное раз­витие. Иных социальных событий автором не дано. Вме­сто этого непрерывно обыгрывается тема «сердечных переживаний» поэта, то и дело подчеркивается неустро­енность его личной жизни. Именно эти мотивы и преоб­ладают в драме И. Кочерги.

Что же получается? Если судить по содержанию пье­сы, то три года жизни поэта после возвращения из ссыл­ки были заполнены исключительно поисками пристани­ща, домашнего уюта, сердечного покоя. Не маловато ли для буревого Шевченко?

Если домашнее задание на тему: " Анализ пьесы «Ярослав Мудрый»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.