Анализ пьесы «Нашествие»



Пьеса «Нашествие» (І942) стала классикой драма­тургии и получила всенародное признание.

Пьеса создавалась в тяжелые дни, когда врагу удалось захватить немало наших городов и сел. Леонов говорил: «Никогда не требовалось от русских писателей, от русских драматургов такой большой страстности, такого идейного накала их произведений, как сегодня, когда народ наш ведет с гитлеризмом историческую борьбу. Лишь когда овладевает автором одержимость, когда уже невозможно удержать в себе слово и ненависть, когда вместе со словом самое сердце рвется из уст — вот тогда надо браться заперо». Отвечая критикам, упрекавшим его за «мрачный колорит» пьесы, Леонов писал: «Было бы погрешностью против действительности, против искренней правды, если бы из искусства, да еще сегодня, выкинуть мотив страда­ния. Слишком велик размах несчастий, принесенных нашей стране германским фашизмом».

Основным героем пьесы Л. Леонова является русский народ, временно попавший под фашистскую пяту. Дей­ствие происходит в небольшом городке, над которым нависла угроза захвата фашистами. В центре — семья Та­ланова.

Сложное положение в семье связано с возвращением сына Федора из тюрьмы, где он отбывал наказание. Доктор Таланов часть вины за искалеченную жизнь Федора берет на себя: «Ты был первенец. Мы слишком берегли тебя от несчастий... и ты решил, что все только для тебя в этом мире».

Все члены семьи чувствуют, как искалечена душа Федора. Старая нянька и отец советуют ему подумать о народе, который истекает кровью в битвах с врагами. Отец говорит Федору: «Оглянись, Федя. Горе-то какое ползет на нашу землю. Многострадальная русская баба плачет у лесного пожарища... И детишечки при ней, про­пахшие дымом пожарищ, который никогда не выветрится с их душ».

В пьесе Л. Леонова нет батальных сцен: не изображены ожесточенные бои с врагами, но с исключительной психо­логической силой передаются страдания людей и весь ужас грозного нашествия.

Большую идейную нагрузку несет образ руководителя народной борьбы Колесникова. О его действиях мы узнаем из высказываний врагов, которые трепещут при одном его имени.

Бесстрашной и смелой, справедливой к людям показана в пьесе старая Демидьевна, свой человек в доме Талано­вых. Она сурово осуждает Федора за эгоизм, за грубое отношение к матери, за то, что не встал сразу в ряды за­щитников Родины. С презрением и ненавистью относится она к «воскресшему мертвецу» Фаюнину и его гостям.

Значительно и величественно четвертое действие пьесы — сцена в подвале. Это действие, по признанию автора, было создано под непосредственным впечатлением фотографии Зои Космодемьянской, напечатанной в «Прав­де»: «За время Отечественной войны я не видел более величественного и страшного документа. Я не знаю лица красивее, чем это мертвое лицо Зои, раскрытое к жизни и победе. Этот образ девушки — героини, истерзанной, замученной, но не сломленной гитлеровцами, произвел на меня огромное впечатление».

Именно эта фотография и заставила драматурга дать в пьесе «фронтальный удар» и перенести действие из дома Талановых в подвал, где совершает Федор героический подвиг: погибает, назвав себя Колесниковым — руководи­телем партизанского движения.

Анна Николаевна, узнав о гибели сына, полна гордости за него и любви к нему: «Он вернулся, он мой, он с нами...» В этой фразе матери большой смысл: сын погиб физически, но вернулся в семью духовно, отдав свою жизнь в борьбе против общего врага, с которым боролся весь советский народ, боролась и семья отважных патриотов Талановых.

Пьесы Леоноза, написанные в годы войны, выражали страстную любовь к своему народу и ненависть к врагу. Сам автор так говорил об этом: «Каюсь, в моих пьесах, написанных за время войны, мало веселого. Но маленькая девочка в капоре еще не отомщена. И я хочу ненавидеть врага со всей моей страстью, сохраняя свой обычный по­черк, во всю силу моих творческих возможностей».

Если домашнее задание на тему: " Анализ пьесы «Нашествие»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.