Анализ пьесы Лавренева «Разлом»



В драматургии 20-х годов заметное место занимает пьеса Бориса Андреевича Лавренева (1891 —1959) «Раз­лом», которая не сходит со сцены театра до наших дней.

Основой ее сюжета явились исторические события октября 1917 года. Однако пьеса — не хроника, в ней большое место уделено социально-бытовым коллизиям. В «Разло­ме» нет собственно батальных сцен, типичных для героико- революционного жанра; события на крейсере «Заря», воссоздающие революционное настроение матросов и пере­дового офицерства, перемежаются с бытовыми, камерны­ми сценами в квартире Берсеневых. Драматург собрал и обобщил большой исторический материал, связанный с революционными событиями на крейсере «Аврора», с борьбой между передовыми матросами и реакционными силами.

Социальное и бытовое неотделимо одно от другого, но превалирует классовое начало: Татьяна Берсенева и ее муж, лейтенант Штубе, находятся на разных по­люсах социального миропонимания и это отражается на их личных отношениях, приводит к окончательному разрыву.

Берсенев, капитан 1-го ранга, командир крейсера «За­ря», представитель передовой части русского офицер­ства, хорошо понимает сущность революции, ее освободи­тельную миссию, ее перспективы.

Однако личные взаимоотношения героев не играют ведущей роли в сюжете: председатель судового коми­тета крейсера «Заря» Годун влюблен в Татьяну Берсене­ву, но симпатии Татьяны к Годуну в значительной степе­ни обусловлены близостью мировоззренческих позиций героев.

Главное место в пьесе занимают события на крейсере «Заря». Матросы готовы сражаться за революцию до конца. Революционное настроение народа пытаются пога­сить соглашатели, эсеры, представители Временного правительства, откровенные враги и контрреволюционеры. Но матросы, руководимые революционным комитетом, не поддаются провокациям. Взрыв судна, подготавливаемый Штубе и его приспешниками, предотвращает Татьяна Берсенева.

Радостное предчувствие революционных перемен вос­производится драматургом через шутки, частушки, песни матросов. Непритязательные остроты и юмор, задорный смех, подшучивание друг над другом — все это вплетено в нехитрую, даже грубоватую речь, пересыпанную просто­речиями, поговорками, острыми жаргонными словечками.

«Разлом» — соединение двух жанров: это и социально- психологическая драма с углубленной разработкой ограниченного круга действующих лиц, с отчетливым бытовым колоритом, и героико-революционная пьеса, характеризу­ющая настроение народа в целом, массовую психологию.

Лавренев тонко индивидуализирует речь героев, остав­ляя в языковом арсенале каждого лишь наиболее типичное для данного характера. Это обусловливает драматургиче­скую действенность образа. В языке действующих лиц нет ничего случайного, лишнего, неподвижного, то есть не способствующего движению драмы, прямому развертыва­нию сюжета, самораскрытию характеров.

Интеллигентность Берсенева не показная, а «врожден­ная», она умеренно выражена в его речи. В его словаре и типичные для офицерско-дворянских кругов слова и вы­ражения с небольшим оттенком высокомерия (по отноше­нию к Штубе): «не намерен», «считаю излишним», «про­шу», и любимое выражение «мой милый», принимающее самые различные эмоционально-смысловые оттенки; не­частые славянизмы и умеренное просторечие — «клика­ли», «погоди», «нынче», усиливающее образность речи. Берсенев сдержанно-немногословен. Слова его не явля­ются чем-то самодовлеющим. В образе в первую очередь воспринимается мысль (в ее завершенном, итоговом виде), а не форма выражения, мысль — как результат обобще­ний, аналитических размышлений.

Иной стилистической природы речь Годуна.

Годун — простая, решительная натура. Он ничего не прячет от окружающих, открыто и откровенно говорит обо всем, что происходит вокруг него. Публицистические инто­нации в живом, разговорном монологе обнаруживают натуру страстную, посвятившую себя одной революци­онной программе: «Прикончить сотни, чтобы миллионы миллионов вольно трудились и легче дышали».

Преобладающая лексика у Годуна — просторечно-разговорная с обычными словами и оборотами («смех взял», «обомлел», «поневоле», «давеча»), пословицами, поговор­ками, присказками. Морской жаргон в юмористическом контексте, нечастые вульгаризмы — и все это для выраже­ния ясной программы действия.

Если домашнее задание на тему: " Анализ пьесы Лавренева «Разлом»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.