Анализ пьесы «Голос недр»



Одним из первых откликов на рабочую тему стала пьеса В. Билль-Белоцерковского «Голос недр» (1929), где речь идет о трудных годах восстановления разру­шенного хозяйства, о лишениях и энтузиазме. Рабочие учатся жить и работать по-новому. И дается это нелег­ко: каждодневно, ежечасно приходится ломать сопро­тивление врагов, преодолевать трудности собственного роста.

Показу героического в будничной работе, раскры­тию творчества людей, созидающих великое дело — социализм, посвящена пьеса В. Киршона «Рельсы гу­дят» (1928). Драматург писал: «…старое, мешающее социалистическому росту, есть вокруг нас, есть среди нас, есть в нас самих.

Враг не только нэпман, который пытается, как клоп, угнездиться в щели социалистической перестройки. Враг — и бюрократ, и бездушный чиновник, и шкурник. В своих рядах враг — это наше неумение работать, некультурность, косность».

С этими противниками и борются герои Киршона: председатель завкома Захар, комсомольцы, рабочий

Васька Новик, инженеры, рабочие. Пьеса была по­ставлена в 1928 г. в театре МГСПС, а затем во мно­гих театрах страны и за рубежом.

Драматурги нащупывали пути изображения но­вого героя — человека передового, инициативного, творческого. Такие персонажи начали появляться на страницах пьес из среды рабочего класса, интелли­генции.

Приобщение интеллигенции к мирному строительст­ву шло болезненно, непросто и в то же время ощуща­лось как насущная задача дня. Одним из первых обра­тился к воплощению этой проблематики средствами драмы Александр Афиногенов. Окончательный разрыв драматурга с Пролеткультом, приверженцем и идеоло­гом которого он был в течение нескольких лет, ознаме­нован появлением его пьесы «Чудак» (1929). Образ Бориса Волгина, счетовода бумажной фабрики в за­штатном городке Загряжске, горячего энтузиаста, ока­зался необычным и привлекательным. Этот скромный, застенчивый беспартийный большевик, для которого строительство социализма — родное, кровное дело, ста­новится инициатором движения «пятилетку в четыре года». Его борьба с рутиной, косностью, нежеланием менять отлаженный механизм не приносит ему успеха, но Волгин не из тех, кто сдается. Образ главного героя многогранен. Боец-энтузиаст на работе, он абсолютно не защищен внутренне: не способен, например, защи­тить себя от клеветы или любимую девушку от недо­стойного человека. Лирик и романтик по натуре, Вол­гин — оптимист в мечтах и действительности, он твер­до стоит на земле, ощущая свою близость и прича­стность к лучшим людям фабрики, к огромному строительству, которое ведет вся страна.

Менее выразительными оказались образы коммуни­стов и комсомольцев, поддерживавших начинания Вол­гина (на это справедливо указывала критика).

Волгину противостоят персонажи, написанные сати­рически заостренно. Это директор фабрики Дробный — человек равнодушный, безразличный к делу и людям, боящийся перемен и связанных с ними хлопот; профра­ботник Трощина, для которой любое дело должно начи­наться и кончаться «согласованиями», «увязывания­ми», а каждый шаг непременно подкрепляться инструк­циями. Идейным противником Бориса выступает его школьный товарищ Игорь Горский — карьерист, при­способленец, которому всего дороже личное преуспея­ние и благополучие.

Пьеса «Чудак» была этапной в творчестве Афиноге­нова. Она вызвала жаркую полемику: нашлись как защитники «чудака» Волгина, так и его противники. В эти годы драма только начинала показывать совре­менного героя; в лучших пьесах новое, что было в жиз­ни, звучало со сцены взволнованно, искренне, свежо. И на первое место здесь следует поставить афиногеновского «Чудака». Именно в этой пьесе раскрылись ка­чества драматургии Афиногенова — психологизм и ли­ричность. Постепенно, от пьесы к пьесе, эти свойства усиливались, создавая тот редчайший поэтический сплав, где интимное и социально-общественное, личное и общечеловеческое, ограненное ювелирным искусством мастера-психолога, рождало неповторимые человече­ские характеры.

Завоевания советской драматургии в 20-е годы не­сомненны и значительны. Они связаны прежде всего с решением идейно-политических и социально-нрав­ственных задач, с постановкой таких кардинальных проблем, как герой и массы, народ и история, мера ответственности личности перед историей, с новатор­ской трактовкой судеб героя в революции, с борьбой против мещанства, пошлости и приспособленчества в мирное время.

Не все поставленные вопросы, однако, получили свое решение. Их предстояло изучать и отображать уже художникам последующего десятилетия.

Если домашнее задание на тему: " Анализ пьесы «Голос недр»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.