Анализ пьесы Булгакова «Дни Турбиных»



Особое место в драматургии 20-х годов занимает пьеса «Дни Турбиных» (1926) Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 —1940), в основу которой положен его роман «Белая гвардия». Действие драмы уместилось в пределах дома Турбиных, куда «ужасным» вихрем врывается рево­люция.

Алексей и Николай Турбины, Елена, Лариосик, Мышлаевский — по-своему добрые и благородные люди. Но они не могут разобраться в сложной стихии событий, понять свое место в них, определить свой гражданский долг перед Родиной. Все это рождает тревожную, внутренне напря­женную обстановку дома Турбиных. Их тревожит разру­шение старого, привычного уклада жизни, хотя Турбины и понимают причины, породившие гибель этого уклада.

Идея обреченности белогвардейского движения выра­жается в пьесе ярко и убедительно.

Нет никакого смысла в том кровопролитии, которое пытаются продолжить белогвардейские генералы. Револю­ция уже вынесла им свой приговор. «Они вас заставят драться с собственным народом. А когда он вам расколет головы, они убегут за границу»,— сокрушенно говорит полковник Алексей Турбин, не видя выхода из сложивше­гося положения.

Обреченность белых понимает и само офицерство, например штабс-капитан Мышлаевский. И хотя он не видит будущего России, все же намерен принять участие в преобразовании жизни.

Основная проблема произведения — интеллигенция и революция.

В центре пьесы — семья Турбиных и близкие к ней люди. Конфликт в пьесе двупланный. С одной стороны, центральный конфликт, определяющий события граждан­ской войны,— столкновение сил революции и контрреволю­ции. С другой стороны, внутренний конфликт, определяю­щий внутренние позиции семьи Турбиных, в которой произошел раскол на тех, кто уже не верит в возврат про­шлого и внутренне решает для себя проблему, как жить дальше, и на тех, кто надеется на возврат к прежнему и готов поддержать силы контрреволюции.

В начале пьесы передается сложная, напряженная обстановка жизни в стране, жизни в Киеве в конце 1918 го­да. Бежит за границу Гетман всея Украины; покинув жену, уезжает за границу муж Елены Турбиной полковник Тальберг. К Турбиным приезжает их житомирский кузен Лариосик, который сразу же попадает в гущу событий.

На Киев наступает Петлюра. Полковник Алексей Тур­бин, который командует юнкерами, не может поддержать Петлюру, но и не хочет бороться с ним. Он дает юнкерам приказ — снять с себя знаки отличия и разойтись. Прикры­вая отход юнкеров, на глазах у брата Николая Алексей погибает. Погибает не только потому, что прикрывал отход юнкеров, а потому, что давно разуверился в старом строе, а примкнуть к революционному народу у него не хватало душевных сил.

Елена и Николай тяжело переживают гибель брата. Но жизнь идет вперед, и они понимают, что к старому возвра­та нет и надо искать пути к новой жизни.

В пьесе действуют и интервенты — представители гер­манской армии генерал фон Шратт, майор фон Дуст. Турбины понимают, что это чужие люди, которые готовы захватить Украину. Несмотря на то, что Турбины еще не нашли своего места в новой жизни, они патриоты, не отде­ляют своей судьбы от Родины, от Киева.

Возвращается в конце пьесы Тальберг. Елена не счита­ет его мужем. Он оставил, предал ее в самый сложный момент жизни. Она решает соединить свою судьбу с Шервинским. Около Елены верный и преданный друг семьи Лариосик.

Наступает Новый год. Елена и Лариосик убирают елку. В город уходят красные. Слышно пение «Интернациона­ла». Николай утверждает, что сегодняшний вечер — вели­кий пролог к новой истории. На этот возглас капитан Студзинский возражает: «Кому пролог, кому эпилог».

Конец пьесы оптимистичен. Драматург утверждает, что Турбины, являясь патриотами своей Родины, найдут свое место в новой жизни.

Показывая представителей старого мира, таких, как Гетман всея Украины, гайдамаки, офицеры, дезертиры, драматург рисует их полное равнодушие к судьбам Роди­ны, полный разрыв с народом. Поэтому они обречены самой историей.

«Перечитайте пьесу в наши дни,— советует В. Каве­рин,— и вы увидите, что знак историзма стоит над ее героями, смутно, но остро чувствующими все значение происходящих событий…» Исторична и сама позиция авто­ра — ее верность послужила основой непрекращающейся жизни «Дней Турбиных» на сцене.

Обращение к жанру комедии в 20-е годы обусловлива­лось необходимостью разоблачения пережитков капита­лизма, борьбы с мещанством, примазавшимся к новому быту.

Какой должна быть сатирическая комедия по содержа­нию и по форме? В этом вопросе допускалось немало крайностей, порожденных временем.

Оживление в период нэпа элементов, надеявшихся на возврат старых времен, делало очень важной задачу их беспощадного разоблачения и вместе с тем активизирова­ло зубоскальство со стороны тех, кто хотел считать трудно­сти и недостатки в жизни молодой республики непреодоли­мыми.

Передовая критика, утверждая необходимость преем­ственности классической традиции Гоголя, Островского, Салтыкова-Щедрина, вместе с тем раскрывала коренное отличие советской сатиры от сатиры прошлого, вскры­вавшей пороки самого существующего строя, в то время как советской комедии предназначена другая историче­ская миссия — разоблачение всего, что мешает новому строю.

В первых рядах этой критики был А. В. Луначарский, еще в 1920 году бросивший призыв: «Будем смеяться».

В 20-х годах был создан ряд театров комедии, на поприще комедиографии оттачивали свое сатирическое мастерство М. Горький и В. Маяковский, А. Толстой и Л. Леонов. На мушку сатирического прицела попадали не только открытые классовые враги; под обстрел брались бюрократы, карьеристы, все, кто тормозил наше движение вперед.

Предметом беспощадного разоблачения являлось нэ­повское отребье. Известные в те годы комедии «Мандат» Н. Эрдмана (1925) и «Воздушный пирог» Б. Ромашова (1925) были посвящены именно этой теме.

«Мандат» Эрдмана, поставленный в 1925 году в театре имени Вс. Мейерхольда, обратил на себя внимание К. С. Станиславского и А. В. Луначарского, многих крити­ков 20-х годов, увидевших в пьесе утверждение сатириче­ских тенденций современной комедиографии.

Особое место в советской драматургии 20-х годов принадлежит комедиям В. Маяковского «Клоп» (1928) и «Баня» (1929).

Если домашнее задание на тему: " Анализ пьесы Булгакова «Дни Турбиных»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.