Анализ пьесы «Бронепоезд 14-69»



В 20-е годы созданы драмы Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69» и «Блокада». Особенно счастливой оказалась судьба «Бронепоезда 14-69» — драмы, напи­санной на основе «Партизанских повестей», отразив­ших революционные события в Сибири.

Интересна история создания пьесы. Приближалось первое десятилетие Октября, и МХАТ хотел отметить славную дату спектаклем не парадным, а глубоко на­родным, раскрывающим гуманистические идеи револю­ции, ее высокую справедливость. Вначале предполага­лось, что постановка будет состоять из сцен, написан­ных разными авторами. К участию были приглашены Леонов, Булгаков, Пильняк, Вс. Иванов и другие писа­тели. Однако после прочтения Вс. Ивановым ряда ин­сценированных фрагментов судьба спектакля была ре­шена. Писателем создаются сцена за сценой, пока, наконец, не обрисовались контуры живой, страстной, волнующей пьесы. Так возникла народная драма, с эпи­ческим размахом охватившая большие массы людей.

Несомненной удачей драматурга стал образ цент­рального героя Вершинина — руководителя партизан­ского движения. Это человек из крестьян, сумевший благодаря огромной воле, таланту стать крупным ор­ганизатором. По сравнению с повестью образ Верши­нина в пьесе «Бронепоезд 14-69» значительно изменен: из вожака партизан, отмеченного стихийной удалью, Вершинин превращается в целеустремленного коман­дира, взявшего на Себя всю полноту ответственности за людей.

По-новому предстал в пьесе и образ большевика Пеклеванова. Ощутима тенденция чуть «приземлить» этого героя. В связи с этим Вс. Иванов писал: «Но так как мне претил фальшивый пафос и декламационность тогдашних пьес, изображающих гражданскую войну, я решил сделать Пеклеванова возможно более обы­денным». В этих словах не просто отказ от привычных стереотипов создания образа коммуниста; драматург стремится раскрыть внутренний мир большевика, за внешними действиями постичь их мотивы. Добротный психологический анализ — вот что внес автор пьесы в изображение героя нового типа. Человек физически слабый, с тихим голосом, неприметной внешностью, но при этом какая высокая духовность, внутренняя интел­лигентность!

Пьеса «Бронепоезд 14-69» отмечена не только мас­терством индивидуальных психологических характери­стик. В ней получает дальнейшее углубление и развитие народно-эпическое начало, которое было заложено в «Партизанских повестях». Многочисленные массовые сцены с их накалом страстей, передающие непримири­мую схватку двух миров, воплощают размах и мас­штабность партизанской борьбы в Сибири против кол­чаковцев и интервентов.

8 ноября 1927 г. пьеса была поставлена в МХАТе. В спектакле приняли участие и уже прославленные актеры, и те, кому суждено было стать гордостью рус­ского и советского театра, — В. Качалов, Н. Хмелев, Н. Баталов, О. Книппер-Чехова, А. Тарасова, О. Андровская. «Станиславский с какой-то особой силой по­чувствовал народность и поэтичность «Бронепоезда», больше уже никогда не получившего столь мощного сценического воплощения»,— писал позднее известный театровед П. А. Марков.

Неповторимые по авторской манере пьесы «Шторм», «Любовь Яровая», «Разлом», «Бронепоезд 14-69» сбли­жают черты народно-героической драмы: активная со­циально-политическая позиция драматурга, оптимисти­ческое мировоззрение; герой — выдающаяся личность; показ его слитности с народной массой, с эпохой; обос­тренное развитие конфликта, отражающего высшие мо­менты борьбы за переустройство мира (что не исключа­ет введения бытовых сцен); особая стилистика, соче­тающая пафос и иронию, героику и сатиру.

Если домашнее задание на тему: " Анализ пьесы «Бронепоезд 14-69»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.