Анализ комедии Кочерги «Мастер времени»



Немало в комедии «Мастера времени» необычного, исключительного: и сама «философия» Карфункеля, и характер его столкновений с советскими людьми — по­длинными хозяевами времени, — и неожиданные встречи героев, и поэтические символы произведения. Странен, причудлив не только образ «часовых дел мастера». Уди­вительны судьбы многих иных персонажей пьесы — учи­теля Юркевича, графа Лундишева, революционного бой­ца Лиды Званцевой, шофера-куродава Таратуты. И если уже зашла речь об этом персонаже, то заметим, что шофер-куродав в широко известной комедии грузинской писательницы М. Бараташвили «Марине» во многом по­вторение кочергинского Таратуты.

Драматург всегда стремился к новаторскому вопло­щению своих творческих замыслов. Это мы видим и в пьесе «Мастера времени». Пьеса, где действие разверты­вается на грани фантастики, базируется, однако, на мощ­ной реалистической основе, на актуальном политическом материале. Автор уверенно отошел от привычных схем и придал своей пьесе самобытную драматургическую форму.

На это, кстати, указывается и в решении жюри кон­курса, среди членов которого были такие авторитетные в вопросах литературы и искусства деятели, как Алек­сей Толстой, Всеволод Мейерхольд, Рубен Симонов, Е. Любимов-Ланской и другие. «Часовщик и курица», — сказано в постановлении жюри, — живо и оригинально построенная пьеса, повествующая о большевистском вре­мени и большевистских темпах. На протяжении четырех актов автор показывает одних и тех же людей, на одной и той же железнодорожной станции, но в разные годы (довоенные, в гражданскую войну и в наши дни). С по­мощью целого ряда сложных сценических положений, среди которых очень много комедийных, лирических и патетических, автор утверждает торжество социалисти­ческой эпохи, победу большевистских темпов. В пьесе показан также героизм рабочего класса в годы граждан­ской войны и в эпоху социалистического строительства. В образе немца-часовщика, представителя крупной часо­вой фирмы, который застрял в России, автор, весьма самобытно и оригинально используя драматургические краски, символизирует гибель буржуазного строя. В пье­се — ряд весьма колоритных сцен и фигур, сложная, увлекательная интрига, которая делает пьесу очень сце­ничной».

Как видим, в решении жюри подчеркивается ориги­нальность самого построения пьесы. Остается лишь по­жалеть, что и здесь определение проблематики комедии весьма ограниченно — не сказано ничего о антифа­шистской направленности. Однако жюри имело все осно­вания для того, чтобы отметить новизну художественного решения пьесы. «Мастера времени» действительно при­влекают внимание необычностью построения, оригиналь­ностью композиции, самобытностью приемов художе­ственного выражения мысли, всей образной системой, столь несхожей с драматургическими образами, господ­ствовавшими в то время на сцене.

И строго выдержанное единство места действия — ограниченность его пространства, и небольшое количе­ство действующих лиц не помешали комедии И. Кочерги воссоздать дыхание эпохи, раскрыть конфликты и харак­тер своего времени. Пьеса охватывает длительный период времени и великий простор страны, утверждает движе­ние «поезда социализма» к великой цели. 6б этом с глу­бокой убежденностью говорит Званцева Черевко под ко­нец пьесы, безграничные перспективы социалистическо­го строительства раскрываются в завершающих словах Героини: «И простор, простор, что впереди!»

Сложные философские проблемы уживаются в пьесе рядом со злободневной публицистикой, фантастические Приключения прослаиваются реальными жизненными историями, тут сталкиваются люди разных социальных слоев, разных мировоззрений, убеждений, характеров, интересов. Часовщик Карфункель выражает расистскую идеологию. Любитель-куровод граф Лундишев предстает воплощением буржуазного мира, его эксплуататорской и Паразитической сущности. Правда, он несколько патри­архальной складки, принадлежит к собственникам ста­рой формации. Учитель Юркевич — существо бесхребет­ное, непоследовательное, он способен и на добрые, и на дурные дела. Об этом свидетельствует его противоречи­вая биография — то он готов ради Званцевой к самопо­жертвованию, то вновь опускается в обывательское бо­лото, которое навсегда его и засасывает.

Иной породы Черевко и Званцева. Они твердо знают, ради чего живут, к чему стремятся. Не будем утверждать, что в обрисовке положительных героев автор достиг необходимой красочности и полнокровности их обра­зов. Но эти герои принимают активное участие в раз­витии сюжета, являются носителями основной идеи произведения.

И все же главным героем этой пьесы, уникальной в украинской комедиографии, выступает историческая за­кономерность революционного развития жизни. Она не понятна ни Карфункелю, ни Лундишеву, ни Юркевичу, но уже Черевко и Званцева.

Если домашнее задание на тему: " Анализ комедии Кочерги «Мастер времени»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.