Анализ комедии «Клоп»



В комедии «Клоп» талант сатирика Маяковский поставил на защиту завоеваний революции от всепро­никающего вируса воинствующего мещанства. Поэта интересует не тихое небокоптительство, не слякоть обы­вательщины, а именно мещанство — агрессивное, ак­тивно вредящее становлению новых форм жизни. Ото­бранная, спрессованная и обработанная «громада обы­вательских фактов», попавшая в поле зрения сатирика, превратилась под его пером в галерею типических обра­зов. Публицистически заостряя, преувеличивая, доводя до гротеска, используя приемы условности и плакатно­го искусства, Маяковский создал типы, которые и по сей день живут на сцене.

Центральный персонаж комедии Петр Присыпкин — «бывший рабочий, бывший партиец». Его «утон­ченное» эстетическое чувство ущемлено обыденностью собственного имени и фамилии, поэтому он переделыва­ет свое имя на Пьера Скрипкина. Типичный перерожде­нец целеустремлен и неистов в устройстве персональ­ного райского уголка. Женитьба на дочери нэпмана приобретает династический характер (хотя и носит из соображений мимикрии наименование «красного трудо­вого бракосочетания». В соответствии с этим невеста именуется «красной», а свадебный стол украшают «красная ветчина» и «бутылки с красными головка­ми»). Персонаж тем быстрее саморазоблачается, чем заостреннее и резче выявляется несоответствие между дремучей обывательской натурой Пьера Скрипкина и его претензий на роль передового человека своего времени, возжаждавшего на дому «культурную рево­люцию проделывать».

Палитра смеха у Маяковского многокрасочна. Поэт сам выразил разнообразие ее оттенков в заглавии сбор­ника сатирических произведений: «Маяковский улыба­ется, Маяковский смеется, Маяковский издевается».

В пьесе «Баня» Маяковский издевается над бю­рократизмом, смеется зло, остроумно, ядовито. Сюжет­ная основа комедии «Баня» — история разоблачения антинародной сущности бюрократов, подхалимов, при­способленцев, окопавшихся в «Управлении по согласо­ванию». В отличие от предшествующей в этой пьесе значительно усиливается позитивное, утверждающее начало, и не только в виде мощно выявленного автор­ского идеала, но и в образах положительных героев: легкого кавалериста Велосипедкина, изобретателя Чудакова, Фосфорической женщины. Именно усилиями этих людей разоблачение бюрократизма ведется осо­бенно дерзко и настойчиво.

Если проследить эволюцию советской комедии, то мы увидим, что проблема включения положительного персонажа в структуру произведения такого жанра имеет свою историю. Так, в пьесах Н. Эрдмана («Ман­дат», 1925), А. Файко («Учитель Бубус», 1925) одни только отрицательные герои, но затем, в комедиях Б. Ромашова, В. Маяковского, Л. Леонова в едином сюжетном построении уже более полно выражены взаи­моотношения и взаимодействия отрицательного с поло­жительным. Причем первая советская комедия, реали­зовавшая на практике этот новаторский принцип, — речь идет о «Конце Криворыльска» (1926) Б. Ромашо­ва — это жанр собственно не комедии, а сатирической мелодрамы. Только в «Бане» Маяковского стремление слить в единое композиционное целое сатирическое и героическое изображение нашей эпохи получает наи­более органическое воплощение. Это способствовало углублению гуманистического пафоса сатиры социали­стического реализма, обусловило ее мажорную тональ­ность.

Если домашнее задание на тему: " Анализ комедии «Клоп»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.