Анализ комедии И. Кочерги «Пойдешь — не вернешься»



«Пойдешь — не вернешься» создана драматургом сразу после пьесы «Мастера времени» (1935) и является одной из наиболее глубоких, продуманных его пьес на темы современности, жизни советского народа. Комедия написана в том же ключе, что и предыдущее произведе­ние. Это явно выраженная философская комедия. В ней нее художественно обусловлено, все продумано, все игра­ет, имеет глубокий подтекст. Этим я совсем не хочу сказать, что в пьесе перевешивает рационалистическое на­чало, сухая поучительность. Ни в каком случае! Просто хочется еще раз подчеркнуть, насколько разумно и ма­стерски построена пьеса. С точки зрения эстетических принципов автора нет в ней случайных ситуаций, столк­новений, реплик. Все драматургом продумано, все имеет свое предназначение, свою функцию.

Художественное произведение всегда отражает опре­деленную идеологию. В пьесе «Пойдешь — не вернешь­ся» выражена передовая гуманистическая идеология строителей нового мира. Тут что ни реплика, что ни фраза — афористически выраженная мысль. Афористичны высказывания Мальванова, вроде: «Все дело в социаль­ных и душевных изменениях. Борец за свободу — близок мне, будь он хоть за океаном, а какой-нибудь мещанин, даже в одном со мной коридоре, — далек от меня, как комета».

В пьесах И. Кочерги много необычного, даже исклю­чительного. Но противоречит ли это законам типизации? Конечно, нет! Писатель находит таких героев, отбирает такие драматические ситуации, какие позволяют ему с наибольшей выразительностью и художественной дока­зательностью воплощать свои творческие замыслы. Его пристрастие к усложненности формы не является изме­ной реалистическим принципам изображения действи­тельности. Можно, конечно, обнаружить в теоретических высказываниях драматурга и кое-какие спорные мысли и о принципах раскрытия характеров действующих лиц, и о соотношении искусства с жизнью. Так, размышляя о типическом в жизни и в искусстве, И. Кочерга высказал некогда терминологически путаные формулировки, от­стаивая принцип «невероятного» как единственный спо­соб глубокого раскрытия человеческих характеров.

Однако, во-первых, каждое высказывание художника необходимо рассматривать в историческом аспекте, диа­лектично. Такое высказывание не является чем-то раз и навсегда данным. Развиваются и воззрения, и взгляды творческой личности. Сказанное однажды — впоследст­вии переосмысляется самим художником. Во-вторых, ре­шающую роль играют не словесные декларации, а твор­ческая практика. По ней-то и следует судить об эстети­ческих идеалах писателя.

Социалистический реализм не предполагает эстетиче­ской тождественности, одинаковых форм, стилей, манер, приемов у разных художников. Никто также еще не до­казал, что бескрылое бытописательство и является осно­вой реалистического письма. В литературе социалисти­ческого реализма открыт простор различным творческим подходам к воссозданию реальной действительности, раз­личию палитр, красок. Важно лишь, чтобы трактуемые проблемы получали жизненно достоверное, художествен­но убедительное воплощение, осмысливались бы с пози­ций марксистско-ленинской философии. В этом смысле лучшие пьесы И. Кочерги свидетельствуют, что если дра­матург и обращался к «необычайному», то всегда во имя утверждения обычного, земного, реального. Он жаждал лишь уплотнения, сгущения, конденсации драматических событий, правда, и допуская при этом крайности, изли­шества. Однако таковы уж «издержки» всякой увлечен­ности.

Если домашнее задание на тему: " Анализ комедии И. Кочерги «Пойдешь — не вернешься»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.