Анализ классовой борьбы в повести «Перегной»



В центре повести классовая борьба в сибирской деревне после Октябрьской революции. Сюжет развива­ется динамично. После краткой экспозиции, когда на двух- трех страничках сообщается о расстановке классовых сил в деревне и даются впервые необходимые сведения о дей­ствующих лицах, следует завязка: вернувшийся с фронта солдат Софрон Конышев организует в родной деревне сельскохозяйственную, коммуну.

Подобный сюжет был довольно распространен в лите­ратуре начала 20-х годов. И Неверов в рассказе «Андрон Непутевый», и В. Шишков в рассказе «Свежий ветер», и А. Фадеев в «Разливе», и многие другие описывали борь­бу солдата или красноармейца, вернувшегося с войны, за новую деревню. Эта часто повторяющаяся ситуация отра­жала типичные явления самой действительности и не обедняла произведений: художники разное и по-разному видели в жизни.

На первых же страницах «Перегноя» Сейфуллина рисует картину деревенского схода и сразу вводит читате­ля в накаленную атмосферу классовой борьбы. Здесь вырисовываются позиции и состав противоборствующих группировок, выясняются основные направления, на кото­рых сталкиваются интересы бедноты и кулачества.

В структуре произведений Сейфуллиной важное место принадлежит полифоническому звучанию голосов действу­ющих лиц. Это характерная черта прозы 20-х годов в целом (массовые сцены в «Падении Дайра» А. Малышкина, в «Чапаеве» Д. Фурманова, в «Железном потоке» А. Сера­фимовича и других произведениях).

В «Перегное» все характеры и события по существу обрисовываются в разговорах действующих лиц. Беседы двух-трех персонажей между собой, многоголосый гул крестьянского схода, выступления ораторов, внутренние монологи — вот основные композиционные средства писа­тельницы.

Замечательны в повести страницы, где описан коллек­тивный труд в коммуне. Сейфуллина хорошо передает оживленно-приподнятое настроение коллектива, когда за­бываются мелкие личные обиды и каждый, чувствуя рядом плечо товарища, готов к свершению любого подвига. Это были первые в советской литературе поэтические страницы, воспевшие радость коллективного труда в деревне.

Суровое, ответственное время отразилось в книгах Сейфуллиной. Трагически чаще всего завершаются судьбы ее героев. Но сколько тонкого мягкого юмора в ее произве­дениях! Эта добрая улыбка идет от большой любви писа­тельницы к своим героям, от ее искреннего, глубокого сочувствия их доле, их самоотверженной борьбе за новую жизнь.

Произведения Сейфуллиной о деревне были крупным вкладом в советскую литературу 20-х годов. Д. Фурманов считал, что для писательницы характерны «бодрость, ра­дость, вера, Реалистическая манера — по Толстому. Соч­ность языка. Наблюдательность».

Высоко оценил произведения известный критик 20-х го­дов А. К. Воронский: «Сейфуллину считают «попутчицей», но в ее художественном восприятии нашей эпохи больше коммунизма, чем иногда у тех, кто своей специальностью избрал травлю «попутчиков». Она — наш друг и товарищ в художестве.

Ее деревенские вещи просты, написаны чудесным язы­ком, доступны очень широким кругам рабочих и, что особенно важно, широким массам крестьян и являются образцом того, какая художественная литература нужна деревне.

Сейфуллина сумела посмотреть на деревню глазами деревенской простонародной женщины, как сестра, как дочь Софрона».

В 1927 году среди десяти лучших произведений со­ветской литературы, созданных за первое десятилетие ее существования, А. В. Луначарский назвал «Виринею» .11 Н. Сейфуллиной.

Тему, которая привлекла писательницу, затем развили і іікие писатели, как К. Я. Горбунов («Ледолом»), В. II. Ставски й («Разбег»), Ф. И. Панферов («Бруски»), М А. Шолохов («Поднятая целина»).

Известно, какое большое внимание уделяла крестьяни­ну дореволюционная русская литература. В 20-е годы традиции Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького были до­стойно продолжены.

Со временем преображается деревенская жизнь и деревенские люди, меняются писатели и принципы изображе­ния, но тема деревни с 20-х годов и до наших дней оста­ется одной из основных в русской советской литературе.

20-е годы в истории нашей страны — это период восста­новления и реконструкции народного хозяйства. После окончания гражданской войны центр борьбы переместился на трудовой фронт. Нужно было восстановить промышлен­ность и сельское хозяйство, пустить транспорт, фактически полностью разрушенные за семь лет империалистической и гражданской войн. Сложность, однако, заключалась не только в том, что работать надо было невероятно много — работать надо было по-другому. Менялся самый характер труда.

Любовь к труду всегда была присуща народным мас­сам. Недаром героями произведений фольклора были те, кто любил труд, а лентяи осуждались. Но в условиях эксплуататорского общества для миллионов рабочих и крестьян тяжелейший труд на власть имущих был наказа­нием и унижением. Горькая необходимость добывать хлеб насущный заставляла мириться с жесточайшей эксплуатацией, с очевидной социальной несправедливостью. Так вырабатывалось отношение к труду как к проклятию, неотвратимо висевшему над каждым тружеником. Великая Октябрьская социалистическая революция коренным об­разом изменила ситуацию. Труд становился критерием человечности, делом чести, доблести и геройства. Творче­ский труд в коллективе, труд, приносящий удовлетво­рение, превращался в одну из главных потребностей, жизненных ценностей нового, советского человека. Однако процесс рождения нового отношения к труду, нового, соци­алистического отношения к жизни оказался и трудным, и продолжительным. На всех этапах развития нашего общества советская литература внимательно исследовала процесс перестройки человеческого сознания на путях его движения к социалистическим идеалам. Неслучайно тема социалистического труда стала одной из главных в нашей литературе.

Если домашнее задание на тему: " Анализ классовой борьбы в повести «Перегной»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.