Анализ эпопеи «Тихий Дон»



Рождение романа-эпопеи социалистического реализма связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914—1918 годов, Великая Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства новой жизни вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что зачинатели литературы социалистического реализма в 20-е годы почти одновременно стали работать над эпиче­скими произведениями: А. М. Горький — над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой — над эпопеей «Хождение по мукам», А. А. Фадеев — над «Последним из удэгэ», М. Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон».

Создатели эпических полотен в советской литературе опирались на традиции русских классиков, на такие про­изведения о судьбах народных, как «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова.

Однако авторы эпопей социалистического реализма были не только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого.

Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории советской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал М. Шолохов его созданию. Роман получил высокую оценку критики и читателей у нас в стра­не и за рубежом. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа. Восторженно ото­звался о романе А. Толстой: «Замечательное явление нашей литературы — Михаил Шолохов... В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества... по языку, сердечности, человечности, пластичности — произ­ведение общерусское, национальное, народное».

Высоко оценил роман А. В. Луначарский: «Роман Шолохова «Тихий Дон» — произведение исключительной силы по широте картин, знанию жизни и людей, по горечи своей фабулы. Это произведение напоминает лучшие явле­ния русской литературы всех времен... шолоховский роман читается с захватывающим интересом и является ценным вкладом в литературу о массах».

«Тихий Дон» получил широкую известность за рубе­жом. Он переведен на многие языки мира. Его читают и пишут о нем в Европе, Азии и Америке.

События в «Тихом Доне» начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, М. Шолохов основное внимание уделил изображению ка­зачества, но в романе дана широкая панорама жизни и борьбы всего народа. В произведении тесно соединяются достоверность изображения и художественный вымысел. В «Тихом Доне» много подлинных названий хуторов и ста­ниц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская.

Шолохов изображает действительных участников со­бытий: это коммунисты — Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИК, первый председатель Донского ВЦИК Федор Подтелков, член ревкома еланский казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основ­ные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский. Исконные жители Донского края теряются в догадках, какой хутор назван этим именем: некоторые говорят — Кружилин, иные — Калиновский, а вешенцы считают, что крутой спуск от Татарского к Дону находится в Базках.

В изображении народа писатель выступает непревзой­денным мастером художественного слова, умело используя тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают не только главные герои, но и эпизодические персонажи. Пейзажные зарисовки свидетельствуют о стра­стной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж очеловечен, он выполняет самые различные идей­но-художественные функции: помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходя­щим событиям. Умело использованы произведения на­родного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они передают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. Произведения народ­ного творчества, особенно песни, раскрывают философ­скую глубину эпопеи. Эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни.

Всем содержанием романа-эпопеи М. Шолохов развен­чал традиционное представление о казачестве как об одно­родной массе, как о сплошь реакционной силе, на которую опиралось самодержавие.

Мелеховы, Астаховы, Кошевые — все это труженики- хлеборобы. А Коршуновы — уже зажиточное, «справное» семейство. Особое место в жизни хутора занимал Мохов, торговец, Имевший капитал в банке и державший бедняков хутора в 'постоянной зависимости.

Казачество раскрывается в эпопее многогранно — в быту, в семье, в труде, во взаимоотношениях личности и общества и, наконец, участвуя в исторических событиях.

Первая мировая война изображается М. Шолоховым как страшное народное бедствие. Писатель с большим мастерством рисует ужасы войны, страшные картины мас­совой гибели людей на поле боя.

Мировая война усилила социальные разногласия меж­ду офицерами и солдатами, углубила пропасть между ними и способствовала пробуждению революционного сознания у рабочих и крестьян, одетых в солдатские шинели. Боль­шевик Гаранжа разбивает самые высокие авторитеты в представлении Григория Мелехова: «Царь — пьянюга, царица — курва, панским грошам от войны прибавка, а нам на шею... удавка… Служи, казак, служи! Ще один хрэст заробишь, гарный, дубовый...»

Большевик Бунчук открыто говорит господам-офице­рам о том, что война должна закончиться новой револю­цией: «Русско-японская война породила революцию тыся­ча девятьсот пятого года,— эта война завершится новой революцией. И не только революцией, но и гражданской войной».

Офицеры Листницкий, Калмыков, монархисты по убеж­дениям, признают, что солдаты-фронтовики разделяют взгляды Бунчука.

В «Тихом Доне» М. Шолохов проследил, как посте­пенно зрела революционная мысль в широких слоях каза­чества. Казаки устали от войны, мечтают об ее окончании.

После свержения самодержавия казаки поняли, что Временное правительство защищает интересы помещиков и капиталистов. Они отказываются ехать в Петроград «для подавления начинающихся беспорядков».

Идеи Ленина овладевают массами, и сам Ленин вызы­вает горячую симпатию народа. О нем складываются легенды. Казаки, которым царизм внушал, что они особое сословие, внушал презрение и к русским, и к украинцам, считают Ленина своим, а когда Бунчук поясняет им: «Ленин русский», казак Чикамасов горячо говорит: «Нет, браток! Ты, видать, плохо об нем знаешь. Знаешь, каких он кровей? Наших. Сам из донских казаков, родом из Саль- ского округа, станицы Великокняжеской,— понял? Слу­жит батарейцем, гутарют. И личность у него подходя­щая — как у низовских казаков: скулья здоровые и опять же глаза».

Новым этапом в жизни широких народных масс стали события Великой Октябрьской социалистической револю­ции. М. Шолохов не допустил ни малейшей идеализации казачества. Он показал, что в сознании казаков сословные предрассудки пустили глубокие корни, и революция не смогла их сразу до конца уничтожить. Казаки сперва не разобрались в исторических событиях, совершили немало непоправимых ошибок.

Одним из центральных эпизодов романа стала распра­ва с экспедицией Подтелкова и Верхне-Донское восстание.

Это восстание осмысляется М. Шолоховым как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Не­смотря на широкий размах мятежа, писатель показал его обреченность. Люди видели бессмысленность борьбы с со­ветской властью. Чувство обреченности способствовало моральному разложению среди восставших: процветало пьянство, разврат, мародерство.

Участники восстания, понимая пагубность своего дела, злобствуют, уничтожают коммунистов. Приговором восставшим звучат страстные слова Ивана Алексеевича Котлярова: «...хотя нас и уколотят, но ить советскую власть колом не убьешь!»

Победа большевиков становится очевидной. Писатель показал, что революция пробудила в народе чувство чело­веческого достоинства. Казаки уже не могут мириться с барским пренебрежением к ним офицеров: «...господам генералам надо бы вот о чем подумать: народ другой стал с революции, как, скажи, заново народился! А они все старым аршином меряют. А аршин того и гляди слома­ется...»

Не принимают казаки и интервентов. Выражая мысль народа, Григорий Мелехов советует англичанам ехать к себе домой, уверяя, что во всех событиях, происходящих на родной земле, народ разберется сам, без помощи иностранцев.

Несмотря на то, что после разгрома Добровольческой армии и повстанцев основная часть казачества приняла советскую власть, гражданская война на Дону еще не закончилась. Казачья верхушка не смирилась с победой народа. Стали организовываться белые банды, расправ­лявшиеся с представителями советской власти в хуторах и станицах.

В «Тихом Доне» описаны действия банды Фомина. Писатель показывает антинародную сущность бандитов, полностью опустившихся и разложившихся, грабящих и убивающих своих земляков. Бесславный конец банды за­кономерен.

Шолохов с большой художественной полнотой и убеди­тельностью показал роль коммунистов в становлении революционного сознания народа. В коммунистах писа­тель выделяет лучшие, героические черты народного ха­рактера, и они воспринимаются как герои времени. Образы коммунистов в «Тихом Доне» глубже, жизненно убедитель­ней, многогранней, чем в рассказах. Значительно расши­рен исторический диапазон их действий.

Коммунисты являются активными участниками всех событий, изображенных в романе. Вместе с рабочими Штокманом и Бунчуком ведут агитацию украинец-коваль Гаранжа, казаки Подтелков и Лагутин, Котляров и Коше­вой. Характеры одних даны уже сформировавшимися и раскрываются в непосредственном общении с массами, в революционной деятельности среди народа (Штокман, Бунчук, Подтелков, Гаранжа), другие показаны в про­цессе их становления под воздействием коммунистов стар­шего поколения, имевших большой опыт в пропагандистской деятельности (Котляров, Кошевой).

В 10-е годы, в период революционного подъема, партия посылает в казачий хутор Татарский коммуниста Штокмана для пропаганды революционных идей. Это первый коммунист, с которым встречаются читатели.

Для Котлярова и Валета ІИтокман — учитель, большой человек, способный «расшифровать» события. Настойчивый и терпеливый агитатор-большевик, он и в своих учениках воспитывает эти же качества. Он учит Котлярова осторожности, вдумчивости, требует знания обстановки, указывает на особенность психологии казака.

Вторично в хуторе Татарском Штокман появляется уже после Октября, в момент напряженной классовой борьбы перед самым началом Верхне-Донского восстания.

Штокман не смог предотвратить восстание в Сердобском полку, происшедшее вследствие предательства бывшего белого офицера Вороновского. Он умирает как герой, с пламенными словами правды, обращенными к обманутым красноармейцам: «Мы — коммунисты — всю жизнь... всю кровь свою... капля по капле... отдавали делу служения рабочему классу... угнетенному крестьянству... Мы привыкли бесстрашно глядеть смерти в глаза!..— Вас ввели в заблуждение!.. Предатели... они заработают себе прощение, новые офицерские чины... Но коммунизм будет жить!.. Товарищи!.. Опомнитесь!..»

Многогранно раскрывает писатель образ Бунчука. Он рисует его не только в борьбе, в политической деятельности, но и в личной жизни. Прекрасно передано чувство Бунчука к Анне, ставшей его товарищем по борьбе и единомышленницей.

Погибает Бунчук вместе с экспедицией Подтелкова на боевом посту, как солдат революции.

Если Штокман и Бунчук— вымышленные образы, типизирующие лучшие качества народных вожаков, то Федор Подтелков — реальное лицо, герой гражданской войны.

Подтелков показан уже сформировавшимся большевиком, стойким и убежденным. Он один из организаторов советской власти на Дону, вместе с Кривошлыковым организует военную экспедицию для борьбы с контрреволюцией. Но слишком были силы неравны. Казачья верхушка,
возглавляемая белым офицерством, жестоко расправилась с экспедицией.

Даже перед казнью Подтелков и Кривошлыков думают о своих товарищах. Подтелков погибает, как и Штокман, бросая слова правды собравшимся людям: «Темные вы... слепые! Слепцы вы! Заманули вас офицерья, заставили кровных братов убивать!.. Советская власть установится по всей России».

Коммунисты в «Тихом Доне» даже своей смертью утверждают бессмертие и победу идей Ленина в жизни народа и всей страны.

Рисуя типические характеры, писатель не только глубо­ко проникает в жизнь, но и будит мысль, зовет вперед, в будущее.

Образы-типы в романе даны не статично, а в движении. Шолохов показывает, в какой ожесточенной борьбе, в ка­ком напряжении духовных сил изменялось сознание крестьянина-собственника, как он проникался сознанием революционных идей, как изживал предрассудки прош­лого.

Описывая казачьи семьи, писатель показал, какие разные характеры формировались в отдельных семьях. Часто Шолохов использует художественный принцип кон­траста.

Так, совсем разные люди Григорий и Петр Мелеховы. Старший, Петр, был спокойным, уравновешенным, но не­далеким человеком. Он не мог принять революционную правду, сражается на стороне белых и погибает в годы гражданской войны от пули Мишки Кошевого. Его брат Григорий весь в поисках своего места в жизни. Он может совершить неожиданные, противоречащие нравственному казачьему укладу поступки, в годы гражданской войны мечется между красными и белыми.

Разные характеры и в семье Коршуновых. «Справной», зажиточный хозяин Мирон Григорьевич растил своих де­тей в трудах и заботах. Трудолюбивая, верная в любви, Наталья унаследовала лучшие традиции семьи, а ее брат, Митька, был противоположностью ей. Ловкий, хитрый, жестокий, он всегда стремился к легкой жизни. У него не было ни моральных устоев, ни совести, ни чести. В годы гражданской войны Митька стал карателем, палачом и «казнителем». Вместе с карателями зверски уничтожил семью Кошевых, и за это ему отказывают от дома Пантелей Прокофьевич и Ильинична, не желая иметь никаких дел с «супостатом».

В эпопее проходят многие представители служивого казачества. И для каждого из них художник находит свои отличительные качества, свои черты, благодаря которым они надолго запоминаются. Это и Христоня, и Прохор 5ыков, и Валет. Производит большое впечатление образ казака Лиховидова, который во время мировой войны при виде множества погибших солдат во время очередного боя, потрясенный, сходит с ума и громко распевает казачью песню про «Сову Куприяновну». События первой мировой войны Шолохов изображает с позиций художника-гуманиста и осуждает царское правительство за бессмысленные жертвы на войне.

Среди галереи народных характеров в эпопее наиболее притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачьей массы явля­йся Григорий Мелехов.

Если домашнее задание на тему: " Анализ эпопеи «Тихий Дон»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.