Анализ деятельности литературных группировок: Леф и конструктивизм



Примерно с середины 20-х годов достаточно громко заявили о себе две литературные группировки, объеди­нявшие преимущественно поэтов: это — Леф (Левый фронт искусства) и конструктивизм.

В Леф (1922—1929) входили В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, С. Третьяков, С. Кирсанов и др. Свою эстетику лефовцы строили с учетом пролеткультовско-футуристических теорий. Основой ее стала концепция «литературы факта», отрицавшая художе­ственный вымысел, психологизм. Искусство «жизнестроения», а не отображения, согласно взглядам лефовцев, не нуждается в крупных жанрах. Роман, по­эма, лирика, станковая живопись, художественная кинематография должны исчезнуть, ибо отжили свой век. Новое искусство находит выражение только в аги­тационно-публицистических, газетных жанрах — очер­ке, рапорте, статье, докладе, заметке.

О крахе лефовской догмы наиболее красноречиво свидетельствовали не столько выступления их оппо­нентов, сколько сама творческая практика советской литературы 20-х годов. Как ни парадоксально, но имен­но на период наивысшей активности деятелей Лефа приходится расцвет жанра поэмы. Беспочвенность ни­гилистических прогнозов теоретиков группы доказыва­ется и тем, что в период 1922—1929 гг. самые видные члены Лефа (Маяковский, Асеев и др.) создают шедев­ры лирики и сатиры, пишут лучшие свои поэмы. В эту же пору выходят в свет первые тома крупнейших эпиче­ских произведений в прозе — «Тихого Дона» Шолохо­ва, «Жизни Клима Самгина» Горького, «Хождения по мукам» А. Толстого.

Итоги деятельности конструктивистов (1923—1930) оказались столь же бесславными. Ядро группы состав­ляли поэты И. Сельвинский, В. Инбер, Н. Адуев и др. Участие в этой группе таких художников, как Багрицкий, отчасти Луговской, было случайным, не оказало сколько-нибудь заметного воздействия на их творчество. В то же время четкое следование лидера группы Сельвинского конструктивистской программе не только не обеспечило его «дубль реализму» ведущего положения в советской поэзии, но и стало причиной затяжного творческого кризиса поэта. Да и как мог­ло быть иначе, если основные установки конструкти­визма шли вразрез с объективными тенденциями разви­тия советской литературы. Не замечая необычайно вы­росшего после революции национального и социального самосознания, конструктивисты называли себя вырази­телями «умонастроения нашей переходной эпохи», про­поведуя «советское западничество», ориентацию на американизированную технократию (сборник «Бизнес», 1929). В области поэтики упор делался на «математи­зацию» и «геометризацию» стиля, на насыщение рацио­налистического стиха статистическими выкладками, технической терминологией, диаграммами.

Процесс развития поэзии в советской литературе был очень сложным. Поиски шли в разных направлени­ях. Поэзия прошла через этап полного отказа от лично­го «я» (И. Садофьев, И. Филипченко, В. Александров­ский, А. Гастев и др.). Она воплотила и мечты о миро­вой революции, «космизме» совершающихся событий, в центре которых не живой человек, а абстрактный колосс как символ народа, которому подвластна вся Вселенная (стихи М. Герасимова, В. Кириллова и др.). В поэзии тех лет нашли отражение и теоретиче­ские посылки лефовцев, конструктивистов подменяв­ших раскрытие человеческой личности изображением механически понятого трудового процесса. Но период 20-х годов стал также свидетелем и поворота поэзии к повседневной действительности, к «бытовому» началу с конкретной личностью в центре (А. Безыменский, А. Жаров и др.), поисков лирического «я», где «я — это мы» (М. .Светлов, М. Голодный, В. Саянов, И. Ут­кин и др.).

Несмотря на разные теоретические платформы мно­гочисленных групп и объединений, степень таланта и призвания художников, на эстетические принципы, понимание поэтами задач времени, на манеру письма (от «космических» масштабов мироздания до изобра­жения человека труда в поэзии В. Казина, от стихов в романтическом ключе М. Герасимова и В. Кирилло­ва до реалистической лирики Н. Полетаева), всех их объединял либо полный отказ от интимной лирики, либо подчинение чувства любви революционному долгу. Талантливейшие поэты — В. Маяковский, С. Есенин, Д. Бедный — создали произведения, которые стали эталоном высокой гражданственности и художествен­ной ценности.

В конце 20-х годов явно обнаружились новые тен­денции, связанные с приходом в советскую поэзию поко­ления поэтов, среди которых выделились имена М. Иса­ковского, А. Прокофьева, П. Васильева, А. Суркова. Темы деревни и индустриального города, гражданской войны и жизни молодежи в мирное время обрели в их творчестве новый облик и новое дыхание. Однако разго­вор о них уже прорывает рамки десятилетия.

Если домашнее задание на тему: " Анализ деятельности литературных группировок: Леф и конструктивизмШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.